Деятельность ученического самоуправления 01.11.2015

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Ученическое самоуправление является возможностью: научится планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги. Так же ребята будут принимать участие в школьной жизни и жизни своего города. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться работ в команде . Мы видим что опыт такого рода будет особенно значим для общества, и об этом говорит “Декларация о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.

Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся, он зависит в основном от их инициативы и самостоятельности.

В наши дни, самоуправление - тема очень актуальная, так как школа должна обучать не только наукам. Но и так же должна развивать человека, формировать его самостоятельность, учить совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет им дать эти знания. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В нашей школе есть несколько форм включения педагогов, учащихся, родителей в организацию обучения и воспитания, в формирование приоритетных ценностей школьного коллектива, в совместное осмысление перспектив развития.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.

Еженедельные встречи с активистами школы. Это совещательно-информационный орган детского самоуправления.

Существуют следующие уровни ученического самоуправления:

Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Самоуправление, цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту детьми.

Важно помнить : самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся, он зависит в основном от их инициативы и самостоятельности.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – парламент школы. В Школьный парламент избираются наиболее активные учащиеся 6-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем в системе гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности.

Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:

· Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;

· Развивать свои силы и способности;

· Понимать и принимать других;

· Адекватно оценивать свои силы и способности;

· Контролировать себя;

· Адаптироваться к социальным условиям.

Мы считаем, что органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:

· Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.

· Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.

· Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.

· Какими же путями мы шли к созданию жизнеспособных органов самоуправления:

· Нашли сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности

· Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными

· Предоставили педагогическую поддержку и помощь

· Какие области можно отдать ребятам:

· Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД

· Деятельность школьной прессы

· Спорт и спортивные мероприятия

· Тимуровская работа

· Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой

· Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

Деятельность структурных компонентов ученического самоуправления

Парламент школы

· Выполняет решения ученической конференции

· Взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей

· Участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся

· Утверждает план проведения школьных мероприятий

· Устанавливает шефство старшеклассников над младшими школьниками

· Участвует в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся школы

Министерство спорта

· Организует соревнования по различным видам спорта между классами и школами

· Участвует в организации и проведении общешкольной спартакиады, дней здоровья

· Определяет лучших спортсменов и награждает их

· Участвует в еженедельных заседаниях совета школы

Министерство Культуры

· Организует участие классов в общешкольных КТД и мероприятиях

· Организует и контролирует проведение экскурсий, посещение выставок, театров

· Организует и проводит общешкольные дискотеки, огоньки

· Участвует в проведении мастер-классов

· Организует выставки в школе

· Участвует в еженедельных заседаниях совета школы

Министерство информации

· Подбирает материалы для общешкольной газеты “Сектор69”

· Выпускает газету “Сектор69”

· Подбирает материалы для выпуска школьных новостей

· Организует художественное оформление школьных мероприятий

· Работает с корреспондентами классов

· Оценивает конкурсы на лучшую газету

· Участвует в еженедельных заседаниях совета школы

Министерство образования

· Организует и проводит сборы макулатуры

· Организует развивающие мероприятия

· Организует лекции/встречи с интересными людьми

· Проводит мастер-классы

· Отвечает за работу «Киноклуба»

· Участвует в подготовке школьных олимпиад, предметных недель

· Участвует в проведении тематических вечеров, конкурсов по предметам

· Участвует в еженедельных заседаниях совета школы

Министерство волонтерства(помощи)

· Помогает ученикам и учителям

· Осуществляет неделю волонтера

· Участвует в жизни города

· Участвует волонтерских мероприятиях

· Участвует в еженедельных заседаниях совета школы